Камера "реального" шоу из веселой превратилась в беспощадную  

Реальные шоу становятся все более похожими на саму реальность только в самом худшем ее варианте - от нее почти невозможно укрыться и она становится все более жестокой. Все новые шоу, начиная с "Тактики паники", выходящего на канале "Sci-Fi" до "Подставы" с МТВ, обратились к проверенной временем стратегии, используемой для того, чтобы заглянуть в замочную скважину - к подглядыванию.
"Скрытая камера" - одна из старейших программ, выходящих в формате реального шоу, первой стала разыгрывать ничего не подозревающих прохожих. Недавно жанр журналистского расследования показал нам насколько важна роль подглядывания для выяснения истины.
Но в мире, где подглядывание в замочную скважину заменило нам съемки скрытой камерой, нас больше не могут привлекать шоу Майка Уоллеса, подглядывающего за нарушителями. Вместо этого, мы смеемся над едкими замечаниями Шеннон Догерти или приколами и шуточками Эштона Кутчера, охотящихся за невинными жертвами (жертв Кутчера хотя бы от части могут считаться таковыми - он по-человечески обращается со звездами, которые, можно сказать, сами просили, чтобы им дали возможность поучаствовать в игре). Шоу в жанре розыгрыши, внезапным потоком обрушившиеся на зрителя, получили очевидно негативные отзывы критиков, все это нашло свое отражение в шоу "Комеди Сентрал" "Чудаки", в котором куклы изображают телефонный розыгрыш. Цель этой программы не в том, чтобы посмеяться над недостаточным чувством юмора участников, не понимающих, что за ними наблюдают, а в том, чтобы вселить в них настоящий ужас, а в самый последний момент громко рассмеяться и сообщить несчастным жертвам о том, что они должны быть счастливы, ведь их же снимает телевидение.
В одном из розыгрышей в шоу Догерти "Тактика паники" ничего не подозревающего мужчину заманивают в искуственно созданную зону, из укрытия к нему бросаются люди в спецодежде и сообщают ему, что он подвергается воздействию вредных веществ, и ему необходимо раздеться догола, чтобы они смогли облить его пеной. В другом эпизоде, мужчина наблюдает, как на его друга, ставшего жертвой розыгрыша, напали безумно кровожадные паразиты, и его увозят парамедики. Жертве сообщают, что на него тоже напали те же самые паразиты и камере удается запечетлеть, как он на глазах заболевает, когда врачи говорят ему, что симптомы уже начинают проявляться.
Мы понимаем, что несчастные жертвы розыгрыша не притворяются, потому что, в отличии от обнаженных, загарелых участников программы "Последний герой", выходящей на канале "СиБиЭс", они никого не просили о том, чтобы их показали по телевизору. И в самом деле, если бы они знали через что им придется пройти, от они, наверное, бы с радостью отказались от своих "15 минут славы". Именно это и произошло с Теа Робинсон - безработной женщиной из Калифорнии, которая подала в суд на канал WB после того, как в розыгрыше "Эксперимент Джимми Кеннеди" ее заставили ехать к черту на рога для того, чтобы пройти собеседование и получить работу в ресторане.
Огромное количество реальных шоу, включая "Фактор страха" с канала ЭнБиСи, процветают, потому что в них зрителю дается возможность выразить свои подлинные эмоции. Но даже обыкновенные люди стараются работать на камеру, когда знают, что их снимают. Но, конечно, когда им подбрасывают жареную крысу или их отошнит, или они истекают кровью - это уже совсем другая история. В этот момент они, конечно, не играют. Но именно эти моменты добавляют шоу реальности.
В шоу с розыгрышами используется дополнительный трюк - в них жертвы розыгрыша выставляются полными дураками, а потом их еще заставляют развивать в себе чувство юмора и самим посмеяться над собой. Это один из главных способов заставить искушенного зрителя обратить внимание на шоу.
Наша главная задача - обезопасить себя от воздействия безжалостной рекламы, политической пропаганды и информационных и рекламных компаний. Реальность противостоит миру средств массовой информации, где нам все время приходится беспокоиться о том, чтобы не выглядеть дураками.
Шоу с розыгрышами предлагают нам, зрителям, присоединиться к оператору и увидеть, как несчастным простакам приходится плясать в одном нижнем белье, чтобы им разрешили снять свою грязную одежду. В розыгрыше зритель, пусть и ненадолго, попадать в превилигированное положение своего человека на телевидении, что практически невозможно в обычной жизни (только на реальном телевидении), где силу и богатство имеют только некоторые.
Сцена "Попался" - кульминация шоу. В ней шутники заявляют о себе, а зрители имеют возможность забыть о постоянно грозящей им реальности. В наш беспокойный век очень приятно думать о том, что есть такой мир, в котором,в тот момент, когда тебе кажется, что все идет из рук вон плохо, неизвестно откуда может появиться хорошо знакомый тебе человек и сказать, что все это была просто шутка.
А пока мы это понимаем, нас еще нельзя считать тупицами, не правда ли?

Эту статью написал Марк Андреевич - автор книги "Реальное телевидение: жизнь под наблюдением" и преподаватель науки о средствах массовой информации в университете Айовы.
Boston Globe, 1 августа 2001 г. Перевод: Stasy

рекомендуем:
Rambler's Top100